-
Теория разбитых окон была выведена Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982 году. Она очень проста: если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство.
Преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям.
Другими словами, беспорядок и несоблюдение людьми общепринятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.
Социологами университета Гронингена (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон. В ходе каждого эксперимента рассматривалось поведение 77 человек.
Первый эксперимент проводили на улице около стены магазина, где жители паркуют свои велосипеды. У стены стоял яркий знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Исследователи повесили на руль каждого велосипеда рекламку со словами «Желаем всем счастливых праздников!». На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их соблюдение.
Из 77 велосипедистов лишь 25 повели себя некультурно.
Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьёзным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило — не сорить на улицах.
В ходе второго эксперимента главный вход на автомобильную парковку был перегорожен забором, в котором была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору».
Когда велосипеды были пристёгнуты к забору, т.е. порядок был нарушен, в отверстие в заборе пролезли 82 % автовладельцев.
Если велосипеды не были пристёгнуты (порядок был соблюдён)- 27 %.
Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». К машинам прикрепляли такие же рекламные листовки, как в первом эксперименте.
Если на парковке не было тележек (порядок соблюден), бумажку бросили на землю 30 % водителей
Когда поставили 4 тележки с грязными ручками (порядок нарушен) - 58 %.
В четвёртом эксперименте признаки нарушения норм другими людьми были не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.
В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с выглядывающей из него купюрой в 5 евро. Когда почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было - только 13 % прохожих взяли конверт.
Когда ящик был разрисован граффити (эксперимент 5) конверт украли 27 % прохожих. Когда кругом валялся мусор (эксперимент 6) - 25 %.
На примере США, Европы, Южной Африки и Индонезии были сделаны следующие выводы: когда власти тщательно следят за чистотой улиц и смывают граффити со стен, то жители ведут себя культурно, при этом преступность в городе существенно снижается.
Источник: psychologos
1990-2017 Сайт для детей www.klepa.ru © Все права защищены.Использование представленных материалов без предварительного письменного разрешения не допускается.